ОКНО В ЕВРОПУ

На вопросы журнала «Газпром» отвечает генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Георгий Фокин

Журнал «Газпром» (Москва),  № 6,  2009 г.

– Георгий Анатольевич, расскажите об истории создания вашего предприятия.

– В минувшем году ООО Газпром трансгаз Санкт-Петербург отметило свое 60-летие. История «Лентрансгаза» (так до 2008 года называлось предприятие) началась в 1948 году – с пуска в эксплуатацию двухсоттрехкилометрового газопровода Кохтла-Ярве – Ленинград. Тогда газ впервые поступил на заводы и в квартиры ленинградцев. Из Кохтла-Ярве поставляли горючий газ, получаемый из сланцев. А природный газ пришел в северную столицу одиннадцать лет спустя: в нынешнем году исполняется 50 лет ввода в эксплуатацию газопровода Серпухов – Ленинград.

Выстроенная за полвека газотранспортная система полностью изменила топливно-энергетический комплекс страны, в том числе и на Северо-Западе. Петербург теперь потребляет в сутки столько же газа, сколько ему поставили за весь первый год эксплуатации газопровода Кохтла-Ярве – Ленинград. Сегодня ООО Газпром трансгаз Санкт-Петербург – это 19 филиалов, обслуживающих более 9,6 тыс. км газопроводов, 228 газораспределительных станций, 25 компрессорных цехов.

– А в чем специфика вашего предприятия?

– Особенность предприятия, которая придает ему стратегическое значение в системе ОАО «Газпром», в том, что мы обеспечиваем топливом не только девять субъектов Федерации в европейской части России, включая Калининградскую область. Треть поставок «Газпрома» за рубеж – в Прибалтику, Белоруссию и далее в Европу, а также в Финляндию – производится по газопроводам, находящимся в зоне нашей ответственности. И как вы знаете, в ближайшие годы эта доля еще увеличится – после вступления в строй газопровода «Северный поток».

– Расскажите, пожалуйста, о приоритетных проектах строительства новых газопроводов, которые реализуются сейчас на Северо-Западе России.

– Строительство газопровода Грязовец – Выборг идет полным ходом. Кроме понятной и важной с точки зрения обеспечения энергетической безопасности Европы идеи диверсификации экспортных путей, в обход третьих стран, он будет также способствовать более полной газификации Вологодской и Ленинградской областей.

Новые магистрали

– Из 917 километров газопровода Грязовец – Выборг 598 километров и четыре компрессорные станции, включая КС «Портовая» под Выборгом, находятся в зоне ответственности нашего предприятия. Есть решение компании Nord Stream и «Газпрома» о передаче в эксплуатацию ООО Газпром трансгаз Санкт-Петербург после завершения строительства еще и 100 км подводной части газопровода «Северный поток» от КС «Портовая».

Сооружение магистрали ведется четко по утвержденному графику, из 598 «наших» километров к сегодняшнему дню уже построено порядка 280 – от границы ООО «Газпром трансгаз Ухта» до Невы. Причем не только построено, но и пущено в эксплуатацию – газ по нему уже идет. Сейчас ведется прокладка трубы от Невы до КС «Портовая». По плану первый газ потребители Германии получат уже в начале 2012 года.

В ходе строительства приходится решать сложные инженерно-технические задачи. Возьмем, к примеру, «Портовую»: это поистине уникальное сооружение должно стать самой мощной компрессорной станцией в мире. Обычно перекачивающие станции сооружают через каждые 100–150 км газопровода, чтобы поддержать в нем рабочее давление газа, а «Портовая» должна обеспечить прокачку топлива на целых 1200 км (такова длина трассы от Выборга до побережья Германии, которая пройдет по дну Балтийского моря). Для этого на КС установят два газоперекачивающих агрегата мощностью по 25 МВт каждый и шесть – по 50 МВт. ГПА мощностью 50 МВт «Газпром» до сих пор не использовал.

Еще одним стратегическим направлением работы компании является освоение арктических месторождений. В 2003 году вступил в строй газопровод Ямал – Центральная Россия – Европа, участок которого мы эксплуатируем в границах нашей территории. Сейчас ведется интенсивная подготовка к освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Планируется, что при реализации этого проекта в структуре Газпром трансгаз Санкт-Петербург появятся еще три филиала с десятью компрессорными станциями. Проектирование магистрального газопровода Мурманск – Волхов уже идет – это почти 1400 км трубы диаметром 1420 мм и максимальной суточной производительностью 139 млн куб. м. Со Штокмана во вторую нитку «Северного потока» будет поступать 27,5 млрд куб. м газа в год.

– Какие изменения произошли у вас в ходе реализации второго этапа реформирования «Газпрома» и как это влияет на работу предприятия?

– Действительно, чтобы деятельность компаний «Газпрома» стала более прозрачной с экономической точки зрения, были приняты решения вывести непрофильные направления из-под юрисдикции дочерних предприятий. Это было сделано, и каждое структурное подразделение «Газпрома» сконцентрировало свои усилия на выполнении своей главной задачи. От нас, к примеру, «ушли» в «Газпром ПХГ» Ленинградская и Невская станции подземного хранения.

Повышение эффективности

– Созданы специализированные инвестиционные компании. Если раньше непосредственными заказчиками по выполнению инвестиционных программ ОАО «Газпром» были мы сами, то сейчас заказы осуществляют региональные инвестиционные компании. В нашем случае это ООО «Газпром инвест Запад», которое, по сути, было создано на базе Управления по капитальному строительству и ремонту оборудования «Лентрансгаза». Также мы вывели из своей структуры подразделение, занимавшееся ремонтом. А у себя создали организации, которые занимаются только текущей плановой деятельностью – Инженерно-технический центр и Управление аварийно-восстановительных работ. Рассчитываем, что эти структурные изменения будут способствовать повышению эффективности работы.

– Георгий Анатольевич, вы были назначены генеральным директором год назад, как раз тогда, когда стали проявляться проблемы в мировой и российской экономике. Каким был 2008 год для вашей компании?

– Для коллектива я человек не новый, до назначения генеральным директором проработал здесь пять лет, поэтому переходного периода удалось избежать – с нуля знакомиться с новыми обязанностями не пришлось. Время сейчас, действительно, непростое. Но на нас, как газотранспортное предприятие, мировой экономический кризис пока повлиял не сильно. Приведу такой пример. Две последние зимы были довольно теплыми, поэтому, казалось бы, потребление газа должно сокращаться. Но этого не произошло. В 2007 году потребителям мы доставили 105,5 млрд куб. м топлива, а в 2008-м – более 108 млрд, годовой план выполнен на 106,6%. Прошлым летом наши транспортные коридоры были загружены даже больше, чем зимой, – европейские страны активно закачивали топливо в свои подземные газохранилища. И как показала эта зима – не зря.

– Шестьдесят лет работы предприятия, с одной стороны, – бесценный опыт, с другой, – большие проблемы: нужно менять оборудование, вести масштабную модернизацию…

– Это так, поэтому Правление ОАО «Газпром» утвердило комплексный план мероприятий по обеспечению надежного газоснабжения Петербурга и Ленинградской области, в котором заложено не только строительство новых магистралей – значительное внимание уделено реконструкции существующих газовых путей. В частности, запланирована модернизация самых первых транспортных коридоров: Серпухов – Ленинград и Белоусово – Ленинград. Программа разработана до 2012 года, но сейчас делается глубокий анализ развития регионов и готовится ее корректировка с расчетом до 2015 и с перспективой до 2025 года.

Надежность обеспечения газом потребителей, продажа топлива с наилучшими товарными характеристиками – главная задача такого транспортного предприятия, как наше. И мы делаем всё для выполнения этой задачи. Так, в 2008 году из бюджета «Газпрома» было выделено в полтора раза больше средств на капитальный ремонт, чем в 2007-м. Особую важность приобретает диагностическое обследование трубопроводов, оборудования. В прошлом году программу мы выполнили полностью, объем диагностики газопроводов вырос более чем вдвое.

Повышению эффективности работы способствует грамотное распределение и использование ресурсов, в первую очередь – кадровых. В этом году мы возродили у себя такой институт внутрикорпоративного обучения, как Школы передовых приемов и методов труда рабочих специальностей. У нас много высококвалифицированных специалистов, способных передать накопленный опыт и производственные навыки коллегам. В частности, в ходе работы последней Школы был обобщен опыт по антикоррозийной защите подземных трубопроводов. Специалисты этого профиля всех наших филиалов в ходе двухдневного семинара изучали современные методы диагностики и новейшее оборудование. Вообще, вопросы антикоррозийной защиты газовых магистралей являются одними из приоритетных для нашей компании. В нынешнем году инженер Торжокского ЛПУМГ Алексей Гагарин стал призером конкурса «Лучший специалист противокоррозионной защиты ОАО «Газпром», проходившего в Югорске.

Помните такое понятие, как рационализаторство? Предприятия нацеливали своих сотрудников на улучшение производственных процессов, поощряли стремление к техническому творчеству. В прошлом году экономический эффект от внедрения изобретений сотрудников составил более 10 млн рублей.

На предприятии разработана и активно реализуется программа научно-исследовательских и конструкторских работ. Средств на это не жалеем, ежегодно направляем на НИОКР порядка 40 млн рублей.

– Какова отдача от таких вложений?

– У нас есть разработки, эффективность которых превышает затраты на них в 8–10 раз. В сфере транспортировки газа и эксплуатации магистральных газопроводов наше предприятие занимает одну из лидирующих позиций по НИОКР в ОАО «Газпром». Удивляться этому не приходится: Санкт-Петербург – крупнейший научный центр страны. Здесь много научно-исследовательских институтов, интересных технологий, но нет полигонов для испытаний. Мы же всегда охотно сотрудничаем с учеными.

Передовые технологии

– Одна из наших последних инициатив – участие в государственном проекте «Магистраль», которым занимается сейчас ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». Чтобы увеличить объем транспортируемого газа, требуется либо взять трубу большего диаметра, либо увеличить в ней давление. Трубопроводы, изготовленные из стали, которая используется сегодня, не рассчитаны на более высокое давление, а значит, стенки трубы пришлось бы делать значительно более толстыми. Но ведь и без того при строительстве газопроводов основная затратная статья – металлоемкость: трубы тянутся на тысячи километров, на их изготовление расходуются миллионы тонн металла. К тому же сегодня труб большого диаметра, готовых выдержать большее давление, просто нет. Поэтому была выдвинута и поддержана государством идея создания новых высокопрочных марок сталей для труб большого диаметра. Заказ на их разработку получил петербургский ЦНИИ «Прометей». Подготовлена специальная программа. При активном участии специалистов нашего предприятия построен стенд для испытаний. И первые опытные образцы новых высокопрочных труб из стали марки Х80 уже тестируются. На очереди трубы из стали марки Х90 и Х100. Если испытания пройдут успешно, это станет достижением государственной важности.

Другая уникальная разработка – телеуправляемый диагностический комплекс для внутритрубной диагностики компрессорных станций. Ведь по конфигурации трубопроводов компрессорная станция – сложный пространственный объект. Раньше в целях диагностики газопроводы приходилось вскрывать: откапывали трубопровод, снимали изоляцию, трубу разрезали и визуально осматривали. Совместно с петербургской компанией «Диаконт» удалось создать многофункциональный модуль неразрушающего контроля. Это телеуправляемый гусеничный механизм, двигающийся внутри трубы независимо от ее конфигурации. Потом этого робота мы стали «обучать». Установили на нем дополнительное оборудование, с помощью которого различными методами – электромеханическими, ультразвуковыми – диагностируется состояние трубы изнутри. Такие модули уже внедрены не только у нас, они работают и у наших коллег – на нескольких транспортных предприятиях «Газпрома». Разработкой заинтересовались за рубежом. Испытания модуля-манипулятора успешно прошли на компрессорных станциях в Финляндии.

– Петербургское предприятие, как известно, занимается не только транспортировкой газа. Газпром трансгаз Санкт-Петербург – один из пионеров в разработке технологий производства сжиженного природного газа.

– Малотоннажные установки сжижения природного газа мы начали создавать с 1993 года и уже через год вышли на рынок с первыми пробными партиями СПГ. Нашему предприятию удалось разработать достаточно простой и оптимальный цикл производства. Сегодня в Газпром трансгаз Санкт-Петербург создано и запатентовано два типа установок: на базе автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и газораспределительных станций (ГРС).

Параллельно с отработкой технологий производства СПГ нам пришлось заниматься созданием сети его потребителей, что в тех экономических условиях было очень сложно. Но на сегодняшний день на территории Ленинградской области практически сформировался единый региональный комплекс по производству, доставке и использованию СПГ на теплоэнергетических объектах. На трех действующих мини-установках Газпром трансгаз Санкт-Петербург производится порядка пяти тысяч тонн сжиженного газа в год.

Газификация удаленных населенных пунктов и промышленных объектов, не имеющих прямого доступа к газопроводам, за счет доставки к ним сжиженного топлива играет важную роль в реализации «пятого национального проекта». К тому же, использование сжиженного природного газа облегчает переход потребителей на трубопроводный газ. Так, в городе Луге Ленинградской области многие предприятия – молочный комбинат, консервный и стекольный заводы, больничный комплекс, муниципальная котельная с 2000 года работали на СПГ. Когда же в 2008-м туда дотянули газопровод, переход этих предприятий на сетевой газ прошел быстро и без проблем.

Расширение снабжения отдаленных объектов СПГ считаем одним из перспективных направлений нашей деятельности. Количество его потребителей с каждым годом растет. Не так давно, например, с помощью СПГ был газифицирован крупный горнолыжный центр в Ленинградской области – «Игора».

– Вы продвигаете еще одну перспективную технологию – перевод автотранспорта на газ.

– Да, это тоже одно из направлений нашей деятельности. Использование газового топлива в автомобилях особенно актуально для городов, поскольку позволяет значительно улучшить экологическую ситуацию, ведь автомобильный транспорт – главный загрязнитель окружающей среды. Кроме того, метан гораздо дешевле бензина.

Альтернативный вид топлива для автотранспорта становится все более доступным и привлекательным для автовладельцев. Для разработки и внедрения этой технологии мы организовали филиал – «Ленавтогаз». Сегодня в Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской, Смоленской областях работают десять наших автозаправочных станций. В планах на ближайшие два года – строительство еще двух станций в Новгородской области, по одной – в Санкт-Петербурге, Смоленской, Тверской областях.

– Расскажите о социальных проектах компании.

– Реализация в Северо-Западном регионе программы газификации, разработанной ОАО «Газпром», – одна из основных задач нашего предприятия. И это, по сути, наша главная социальная программа. Приход газопровода в поселок, район или город – большое событие для местных жителей. В сентябре 2008 года газ был подан в город Осташков Тверской области. По случаю прихода голубого топлива в городе был организован большой праздник. Так нас встречают везде.

Благотворительность

– Реализуем и благотворительные проекты. По всей стране в рамках программы «Газпром – детям» строятся футбольные поля, спортивные комплексы. Мы ведем строительство шести таких комплексов на нашей территории, причем создаем их не в центрах, а в небольших городах Ленинградской, Тверской, Новгородской, Псковской областей, где наиболее остро стоит проблема нехватки спортивных объектов.

Но мы поддерживаем не только спорт. С нашим участием, например, возрождается уникальный памятник интерьерного искусства XVIII века – Китайский дворец в Ораниенбауме. Его главная ценность – удивительный по красоте Стеклярусный кабинет. После реставрации это хрупкое чудо сможет соперничать со знаменитой Янтарной комнатой.

– Георгий Анатольевич, Вы – президент Санкт-Петербургской федерации шахмат. Что делается для их популяризации? Удается ли Вам самому выкроить время для игры?

– Мы стараемся вернуть шахматам былую популярность. Весной этого года в Петербурге при поддержке «Газпрома» впервые прошел Чемпионат Европы по шахматам среди женщин. Это стало большим событием, ведь у нашего города замечательные шахматные традиции: с Петербургом связаны такие имена знаменитых отечественных гроссмейстеров, как Борис Спасский, Виктор Корчной, Анатолий Карпов, Марк Тайманов, Людмила Руденко.

Сам я родился в Ленинграде, окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ). Помню, как мы горячо болели, когда у нас в городе проводились матчи между Анатолием Карповым и Борисом Спасским, Карповым и Гарри Каспаровым. Сейчас для игры времени практически не остается, но в отпуске, или когда еду в командировку, с удовольствием сыграю партию-другую. Если, конечно, партнер найдётся.

Беседу вел Олег Рогозин

© 2008-2009, OОO Газпром трансгаз Санкт-Петербург