Одним из важнейших факторов во взаимоотношениях «Газпрома» и регионов являются
своевременные расчеты за поставленное топливо. Взаимное сотрудничество предполагает
выполнение взаимных обязательств. Если мы хотим от «Газпрома», чтобы на нашей
территории максимальное количество ресурсов, вкладывалось в продолжение газификации,
то «Газпром», со своей стороны, хочет, чтобы вложенные им деньги оправдывались
именно благодаря тому, что у нас не появляется новых должников за отпущенный
газ. Правительство Ленинградской области, как я уже сказал, свою часть обязательств
выполняет. В этой связи очень важно, чтобы и на уровне муниципальных образований
еще при формировании бюджета собрания представителей закладывали в него суммы,
достаточные для четкого выполнения обязательств по расчетам за поставленное
тепло. Тем более это важно, если район видит в своих планах продолжение газификации.
Важно, чтобы местные власти внимательно относились и к вопросу лимитов потребления
газа, прежде всего – для бюджетных организаций. Выделяемые лимиты должны четко
соотноситься с тем, что в реальности потребляют бюджетные организации: ведь
финансирование их ограничено и идет по соответствующим нормативам.
Еще один важный вопрос, который «Газпром» ставит в число приоритетных в своих
взаимоотношениях с регионами, - это регистрация собственности. По объективным
причинам регистрация собственности - достаточно сложный процесс, особенно для
тех предприятий, которые содержат сетевые хозяйства. Одно дело - зарегистрировать
некое помещение или здание, и совсем другое – зарегистрировать такие внушительные
по площади объекты, как, например, трубы. В процессе регистрации постоянно сталкиваешься
с межеванием земель: где-то земли находятся в ведении федерального уровня, где-то
это - лесные земли, где-то - сельскохозяйственные. В процессе регистрации «Газпром»
справедливо рассчитывает на содействие власти, например, в более быстром оформлении
документов или в решении каких-либо других возникающих вопросов в процессе согласования
их с разными смежными структурами. Здесь очень большое поле для сотрудничества,
на которое, как рассчитывает «Газпром», и правительство Ленинградской области,
и муниципалитеты обратят пристальное внимание. «Газпром» ведет речь не о новом
строительстве, которое должно соответствующим образом оформляться, а об уже
построенном, подчас еще при советской власти, то есть о трубах, которые уже
в земле. Все должно быть соответствующим образом оформлено: это важно и для
дальнейшей безопасности, для того, чтобы в будущем другие землепользователи
случайно не нарушили эти коммуникации. Поэтому здесь есть необходимость в сотрудничестве
и в интенсификации совместной работы. Как депутат Законодательного собрания
области, могу сказать, что при принятии региональных законов, касающихся земельных
отношений, нам предстоит особо учитывать специфику сетевых предприятий, нуждающихся
в упрощенном порядке регистрации и отвода земель, в силу того, что сети занимают
огромные пространства, а земли при строительстве сетей (за исключением магистральных)
из оборота не выводятся. Земля остается в пользовании, будь то у сельхозпроизводителей
или у местных поселений, лишь устанавливаются отдельные ограничения (понятно,
что непосредственно в коридоре, где лежит трубопровод, земельные работы ограничены).
На что еще обращает внимание «Газпром» в рамках сотрудничества с регионами?
Важное место занимают вопросы, связанные с ценообразованием и нормами газопотребления.
Мы не стремимся к тому, чтобы бесконтрольно росла прибыльность нашей организации.
Однако неприемлема и другая крайность, когда регулирующие органы пытаются устанавливать
нам тарифы без рентабельности. Для существования и нормального развития предприятия
это, естественно, недопустимо. Не говоря уже о том, что сама суть акционерного
общества как коммерческого предприятия сводится к зарабатыванию прибыли. При
регулировании цен эта норма должна быть аксиомой, другое дело - что размер прибыли
и рентабельности - вопрос обсуждаемый. Мы считаем разумной и достаточной цифру
в 10% рентабельности: если бы этот порог соблюдался, было бы правильно. Да,
мы, в свою очередь, должны заботиться о снижении затрат, искать пути для экономии,
однако и регулирующие органы не должны загонять нас в угол, устанавливая цены,
не предусматривающие прибыли. Надо сказать, что на сегодняшний день мы достаточно
успешно договариваемся с региональной энергетической комиссией.
У нас есть взаимопонимание, а спорные вопросы возникают, наверное, из-за того,
что не до конца еще решены вопросы инвентаризации и регистрации имущества. Это
может показаться странным, но сегодня никто из нас еще не понимает, какое количество
сетей мы содержим. «Леноблгазу» уже 40 лет, и когда наши сети строились - еще
в советские времена, - учет был достаточно упрощенным. В ту пору не ставилась
задача четко регистрировать существующее имущество: технический учет отличался
от бухгалтерского, и подчас сети строили, а сооружения на них не регистрировались
как имущество. Сегодня, когда мы начинаем наводить порядок, видим, что вопросов
в этой сфере возникает немало. Например, инвентаризация сетей, проведенная в
нашем Киришском филиале, выявила 130 км сетей, не числившихся на учете.
В свете вопросов, связанных с регулированием цен, неизбежно возникают и вопросы
о льготах. Насколько полно компенсируются льготы тем категориям граждан, которым
они предоставлены? Думаю, что прежде по отдельным льготным категориям у нас
возникали вопросы, но здесь сложно кого-либо обвинять, потому что зачастую эти
льготы попросту не финансировались федеральным бюджетом. Мы надеемся, что в
2005 году, благодаря тому что компенсация льготным категориям граждан будет
производиться напрямую - живыми деньгами, а отпуск услуг ЖКХ, в том числе и
газа, будет производиться по полной стоимости вопрос размера компенсации нам
за отпущенный льготникам газ отпадет сам собой. «Газпром», работая с регионами,
также нередко ставит вопрос о налоговых льготах. Я бы посмотрел на это несколько
в ином разрезе. Прямое льготирование не совсем обосновано. Для нас гораздо более
важно, чтобы с приходом дочерних предприятий «Газпрома» в жилищно-коммунальное
хозяйство серьезные инвестиции, которые они делают в строительство новых котельных
и тепловых сетей, учитывались и подпадали под предусмотренный законодательством
Ленинградской области льготный режим на период окупаемости проекта. Процесс
инвестиций в ЖКХ также делает очень важным вопрос своевременной оплаты за предоставляемое
нашими предприятиями тепло. Губернатор Ленинградской области особо обращает
внимание на то, чтобы в муниципальных образованиях расчеты с нами за все услуги
(не только за газ, но и за тепло) планировались в бюджете в полном объеме.
Подводя итог, скажу, что сегодняшнее сотрудничество «Газпрома» и Ленинградской
области взаимоинтересно и взаимовыгодно. Я думаю, что в ближайшем будущем «Газпром»
и его дочерние предприятия будут не только обеспечивать города и поселки области
газом и теплом, но и возьмут на себя локальные вопросы, связанные с электрообеспечением,
в особенности в районах где испытывается острый дефицит электроэнергии. Все
это соответствует стратегической линии «Газпрома» как серьезного предприятия,
заинтересованного в развитии энергетики, заинтересованного в максимально разумном
и эффективном использовании природного газа как топлива.
|
2
|
|
|