Почему среди немалого числа "дочек" "Газпрома" для отраслевого совещания по вопросам получения и использования сжиженного природного газа был выбран "Лентрансгаз"? Ответ прост - именно в "Лентрансгазе" нашлись энтузиасты, сумевшие на практике доказать, что у сжиженного природного газа - метана большие преимущества и перспективы.
На совещании,
собравшем специалистов высокого
ранга из Управлений по газификации
и использованию газа; по переработке
газа, газового конденсата, нефти
и управления проектирования и
экспертизы "Газпрома", других
ведомств, в названиях которых
неизменно присутствует "газ",
представители "Лентрансгаза" и
питерских ЗАО "Крионорд", "Сигма-газ"
рассказывали и показывали, что
удалось сделать в этом направлении,
делились опытом, выносили на обсуждение
проблемные вопросы.
По
словам генерального директора
"Лентрансгаза" С. Г. Сердюкова,
сейчас наиболее благоприятная
ситуация для того, чтобы жидкий
метан был запущен в производство.
Период "большой газификации" уходит
в прошлое. Новое строительство
крупных газотранспортных систем
экономически себя не оправдывает.
Газовики страны констатируют дефицит
газового ресурса. Поэтому в "Газпроме"
неизбежно появление нового направления
деятельности - производства СПГ
и его дальнейшего использования.
В последнее время все больше говорят о необходимости перевода автотранспорта на газ. При постоянно возрастающих проблемах с нефтепродуктами - это реальная альтернатива привычным видам топлива. Но в "Лентрансгазе" пошли дальше разговоров. Здесь, помимо использования газа в качестве моторного топлива на автотранспорте, специалисты доказали, что СПГ решает проблему и газификации предприятий, городов, поселков, удаленных от крупных газовых артерий на расстояние до 200 км. И это обходится неизмеримо дешевле, чем "большая газификация" во многих районах и даже областях. Отбор газа на газораспределительных станциях (которых предостаточно на магистральных газопроводах), преобразование в жидкое состояние и подвоз его к месту потребления - такая схема отработана в Северо-Западном регионе на практике. Весь процесс основывается на отечественных разработках и осуществляется на отечественном оборудовании.
Не первый год СПГ успешно используется на котельной Красного Бора под Санкт-Петербургом. А с марта 2000 года и на котельной Лужского молочного комбината - в г. Лугу уже доставлено более 1,5 тыс. тонн "криогенного" продукта. Кроме того, газ от котельной комбината по небольшому газопроводу из полиэтиленовых труб поступает в один из микрорайонов города. В результате 750 семей там сейчас пользуются благами цивилизации. А по магистральным газопроводам в Санкт-Петербург мимо Луги газ идет уже в течение пяти десятилетий! Кстати, эта работа была представлена на Всемирном газовом конгрессе в Ницце. На очереди объект для подобной газификации в Выборгском районе Ленобласти.
Несомненно, далеко не все вопросы получения и использования СПГ решены. Как в каждом новом деле, есть немало проблем и подводных камней. Пока приверженцы нового направления опирались на старую нормативную базу, собственные наработки и большой экспромт, как образно выразился С. Г. Сердюков. Работа велась иногда на ощупь, верные ходы находились методом проб и ошибок, интуитивно.
|
Шли от теории и предположений к реальным результатам, которые не всегда были положительными. Но то, что уже сегодня сделано в области применения СПГ, заслуживает пристального внимания.
Отработана
технология получения СПГ как на
ГРС, так и на АГНКС. Утверждены
общие принципы создания установок.
"Лентрансгазовцы" взяли на себя
фактически всю исследовательскую
работу, отработку всех технологий,
дабы разгрузить остальные регионы.
Второй этап, считает С. Г. Сердюков,
использование лидер-проектов,
поскольку расширяется рынок энергопроизводителей.
И последний этап, реализация которого
станет возможной лет через пять,
после адаптации в двух первых,
- это широкомасштабное крупнотоннажное
внедрение СПГ. В перспективе просматриваются
четыре региона в стране, где уже
подготовлена определенная база
для этого - Пермская и Московская
область, Самара, конечно же, Северо-Запад.
Однако, это дело будущего. А пока все еще актуален психологический аспект - трудно абстрагироваться от догматических взглядов на непривычное использование свойств природного газа. И в то же время, если АГНКС, например, не загружена, то через два года eё практически не восстановить. Открытыми остаются вопросы, связанные с нормативной базой - нет стандартов, нет допусков, нет требований и условий, как нет и специального оборудования, специальной техники. Впрочем, она не всегда и нужна. Вполне пригодной оказывается имеющаяся, выбывшая из военного или другого производства. Однако правила её эксплуатации в новых условиях нигде не прописаны. Поэтому газотранспортники зависят от воли любого технического инспектора, который может дать "добро", а может и запретить эксплуатацию.
Актуален и вопрос инвестиций. В свое время Ленобластью были подписаны декларативные документы, выявлены потенциальные желающие использовать СПГ, но... каждый хозяйственник думает, прежде всего, о сокращении собственных расходов при переходе на газ, а не своей инвестиционной составляющей. С неизбежной остротой, при работе ожижительного комплекса круглосуточно, встанет вопрос стоимости хранения сжиженного газа, его транспортировки, доступности цен отечественное оборудование.
После выступлений, которые сделали на совещании, начальник управления по газификации и использованию газа А. А. Мельников, директор АО "Криогаз" В. В. Белов, директор "Крионорда" В. В. Борискин, зам. генерального директора "Сигмы-Газ" И. Л. Ходорков, участники совещания смогли составить собственное впечатление об объектах, где производится и применяется СПГ в регионе. Питерцы показали действующие установки на ГРС "Никольская", в Красном Селе и Петродворце. В "Лентрансгазе", в принципе, готовы принять всех, кто проявляет не праздный интерес к новому экономичному, экологичному и безопасному источнику энергии - сжиженному газу, постепенно начинающему занимать определенную нишу в рыночной экономике.
На снимках:
участники совещания в ООО "Лентрансгаз",
на ГРС "Никольская" Колпинского
ЛПУ; момент открытия комплекса по
использованию сжиженного газа на
Лужском молкомбинате.
|