VII Международная конференция-выставка по газомоторному транспорту (октябрь 2000г., Иокогама, Япония). Постерный доклад "К вопросу о технико-экономической стратегии и тактике освоения и использования Россией сжиженного природного газа (СПГ)" Генерального директора 000 "Лентрансгаз" С. Г. Сердюковым и заместителя Генерального директора ЗАО "Сигма-Газ" И. Л. Ходоркова.
Тезисы доклада
Анализ технических аспектов проблемы широкомасштабного производства и использования СПГ в промышленных отраслях и коммунальном хозяйстве России и экономической ситуации в стране позволяет предположить три связанных и последовательных этапа еЈ решения.
1-й этап - реализация малых проектов производства СПГ на базе автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и газоредуцирующих станций (ГРС). 2-й этап - использование лидер-проектов, как основы реализации региональных программ газификации с использованием СПГ. 3-й этап - масштабное внедрение и коммерческая реализация СПГ на базе создания крупнотоннажных производств на шельфовых и других месторождения
Особая роль первого этапа связана с началом освоения технологии, создания инфраструктуры, нормативной базы, подготовкой квалифицированного персонала при сравнительно небольших капитальных и эксплуатационных затратах и привлечением средств мелких и средних инвесторов.
В качестве средств производства на этом этапе используются сравнительно простые и надежные в эксплуатации установки ожижения производительностью до 0,5-1,0 тн/час СПГ, основанные на дроссельном или вихревом эффектах.
Последующая трансформация АГНКС, снабженных установками для получения СПГ, в универсальные автозаправочные станции, а ГРС - в базовые хранилища СПГ на основных транспортных направлениях обеспечит их рентабельность на длительную перспективу и сократит сроки окупаемости.
Дальнейший этап развития на основе так называемых региональных "лидер-проектов" связан с необходимостью создания производств производительностью 10-15 тн/час СПГ.
В качестве таких проектов могут быть использованы производства СПГ на аэродромах, железнодорожные, водные заправочные комплексы, установки для покрытия пиковых нагрузок и др. Использование их резервов, помимо поставок СПГ по основному назначению, могло бы дать возможность постепенного создания и развития рентабельной транспортной сети и сети потребителей.
Реализация третьего этапа - крупномасштабное внедрение СПГ на базе создания крупных производств на шельфовых и других месторождениях, должна быть ориентирована как на внутренний, так и на внешний рынок и опираться на транспортную и потребительскую сети, созданные в результате первых двух этапов газификации.
В докладе сообщается также о практических результатах реализации Программы газификации и использования СПГ в г.Санкт-Петербург и Ленинградской области. |